О системе работы с детьми, родители которых злоупотребляют спиртными напитками

Концептуальные подходы к работе с семьей алкоголика (стратегия):

1. Решить проблему невозможно, если работать только с одним злоупотребителем. Следует начинать работу со всеми членами семьи, с родственниками. Поэтому как можно скорее надо снять запрет на проблему и понять мнение всех членов семьи и родственников.

2. Необходимо научить всех членов семьи и родственников вести себя правильно по отношению к злоупотребителю.

3. Особенно важно одновременно начать работу с самим ребенком.

Пути и формы оказания помощи детям из семей злоупотребителей

 Школьные педагоги, педагоги-психологи, педагоги социальные  на основе медицинских, социально-психолого-педагогических исследований проводят следующую работу с детьми из семей злоупотребителей:

1. Проводят организационную работу в социуме по выявлению имеющихся семей злоупотребителей и проведение с ними соответствующих мероприятий.

2. Создают условия для того, чтобы ребенок в случае неблагоприятной ситуации в семье смог обратиться к ним за помощью.

3. Организуют психолого-педагогическое консультирование и коррекционно-реабилитационные мероприятия.

4. Проводят профилактическую работу в направлении:

а) информирование о проблеме употребления алкоголя;

б) оказание влияния на ценностные установки детей через учебно-воспитательную работу;

в) формирование здорового образа жизни.

Формы работы

1. Групповые занятия (встречи).

2. Просмотр видео.

3. Изучение специальной литературы.

4. Самостоятельное чтение литературы.

5. Ролевые игры.

6. Индивидуальные беседы.

7. Помощь для оказания самопомощи.

Каждое занятие (встреча) имеет определенную тему. Взрослые пишут историю своей жизни, рассказывают о ней другим, просматривают видеозаписи, работают в диалоге.

Может вестись индивидуальная и групповая работа.

Тематика занятий (встреч) со взрослыми:

1. Общество и семейные отношения.

2. О болезнях. Проблема алкоголизма.

3. Понимание себя.

4. О ролях в семье.

5. О привычках близких алкоголика.

6. Горе и его разные этапы,

7. Как сказать себе "Нет!".

8. Как использовать знания в реальной жизни.

9. Как найти в себе духовность.

10. Процесс выздоровления.

11. Самопомощь.

Тематика занятий (встреч) с детьми:

1. Понимание себя.

2. О ролях в семье.

3. Проблема зависимости.

4. Горе и его понимание.

5. Ограничение. Как сказать себе "Нет!"

6. Контроль.

7. Самопомощь.

8. Как использовать знания в реальной жизни.

С детьми ведется индивидуальная и групповая работа.

Важно:

-в индивидуальной работе с детьми не следует торопиться. Если педагог начнет при первой же встрече задавать вопросы интимного характера, ребенок замкнется в себе и в дальнейшем при обсуждении подобных проблем будет молчать.

-для того чтобы ребенок открылся и рассказал о себе откровенно, нужны выдержка, подходящее время и место.

Работа с ребенком должна помочь ребенку:

 а) сосредоточиться на себе;

 б) увидеть пути изменений к лучшему в самом себе, независимо от других членов семьи;

 в) набраться решимости вести себя ответственно, отбросив чувство "удобно" или "неудобно".

Основные требования к специалисту, работающему с данной проблемой:

1. Способность создать атмосферу раскованности, в которой дети смогут активно общаться (говорить, слушать, узнавать).

2. Умение слушать и искренне выражать положительные и отрицательные эмоции.

3. Всерьез воспринимать чувства детей, сопереживать им, но без проявления жалости.

4. Умение проявлять уважение к личности ребенка.

5. Умение показать детям, что он ценит их мнение и суждения.

6. Умение наблюдать за детьми, оказывать влияние на их поведение и взаимоотношения между ними.

7. Отличаться гибкостью, уметь играть с детьми, обладать чувством юмора.

поделиться в: