Памятка "Жестокое обращение: понятия, последствия"

Жестокое обращение с ребенком – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.

Выделяют 3 основных  вида насилия: физическое, психическое, сексуальное.

Физическое насилие – это любое неслучайное т.е. преднамеренное нанесение повреждения ребенку, которое может привести к смерти, вызывает серьезные нарушения физического или психического здоровья или ведет к отставании в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Определить, что ребенок стал жертвой физического насилия, можно по следующим признакам:

• необъяснимо возникшие кровоподтеки;

• шрамы,  следы от ногтей, давления пальцев, ударов предметами (ремнем, палкой, веревкой) следы ожогов;

• необъяснимые переломы, вывихи, раны;

• повреждения внутренних органов в результате удара;

Последствия физического насилия для ребенка могут быть самыми разными: от незначительных до грубых нарушений, включая психопатологию, саморазрушающее и асоциальное поведение. Это определяется многими факторами, в том числе особенностями ребенка, его возрастом, характером отношений с наказывающим родителем, силой и способом наказаний

Чаще всего для детей подвергающихся физическому насилию характерно: раздражительность, болезненное отношение к замечаниям, критике; агрессивность, жестокость, негативизм или чрезмерная уступчивость, пассивность; замкнутость, недоверие, лживость.

На факт применяемого физического насилия указывают и особенности поведения жертвы-ребенка:

• страх перед уходом из школы или детского сада домой, или, наоборот, перед уходом в школу, если насилие применяется в учреждении образования или на улице;

• страх при приближении родителя к ребенку;

• общее избегание ребенком физического контакта;

• побеги из дома;

• ношение одежды, не соответствующей погодным условиям (например, летом шерстяной свитер с высоким воротником, чтобы скрыть кровоподтеки на теле);

• отчаянные просьбы и мольба ребенка не сообщать родителям о его неудачах (двойки, прогулы, плохое поведение) в школе.

  • саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, курение); суицидальные попытки.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.  Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку половых органов, демонстрация порнографического материала, вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур.

Указанное насилие является скрытым, внешне не проявляющимся, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и.т.п.)  столкнувшиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью. Скрывают эту проблему и родители, боясь огласки. А между тем, сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам.

Отдаленные последствия перенесенного сексуального насилия

-эмоциональные расстройства, которые включают беспокойства и страхи, панику, ночные кошмары, депрессивные состояния, неконтролируемые вспышки агрессии и гнева, направленного на более слабых, на животных, на самого себя;

-стрессовые расстройства, при которых наблюдаются нервозность, бессонница, плохая концентрация внимания, различные фобии, оцепенелость, «провалы в памяти», навязчивые мысли;

-когнитивные расстройства, выражающиеся в низкой самооценке, самообвинении, восприятии себя как уродливого, беспомощного, нарушении межличностных контактов, замкнутости, пассивности, регрессе в развитии, мыслях о самоубийстве;

Как правило, у жертв сексуального насилия формируется специфическая модель поведения - сексуализированное поведение. У подростков формируются защитные механизмы: беспорядочные половые связи (чаще у девочек), идентификация себя с насильником (чаще у мальчиков). Перенесшие сексуальное насилие дети часто не способны наладить нормальные взаимоотношения со сверстниками. Чувство вины и стыда, обычно возникающее у жертв сексуального насилия, мешает установлению дружеских отношений, ведет к изолированности.

Совет родителям: если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему со стороны какого-либо лица прислушайтесь к его словам, не отрицайте, а попытайтесь разобраться в ситуации, не оставляйте ребенка один на один с этим человеком, а если отношения зашли слишком далеко, помните, что ребенку нужна своевременная помощь специалистов, присутствие рядом человека, которому ребенок доверяет и который может вернуть ему чувство ценности собственной личности.

Психическое  (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. Указанные действия выражаются в однократном или храническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему.

Формы психологического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, запугивание, угрозы в словесной форме, оскорбления и унижения ребенка, игнорирование, отвержение,  постоянная ложь и обман со стороны взрослого, предъявление ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям, поддержание постоянного напряжения,  насмешки и.т.д.

Последствия психического насилия зависят от его длительности и интенсивности. Психическое насилие приводит к переживанию ребенком собственной ничтожности. Это и чувство вины, и стыд, и бессилие, и, как следствие, заниженная самооценка, неуверенность в себе. Кроме того, растет уровень тревожности, могут появляться страхи и нервозность. Длительное психическое насилие влияет на всю дальнейшую жизнь ребенка: на его отношение к себе и окружающим, на его способность быть в ладу со своими эмоциями, на его уровень агрессии и адаптацию в социуме. У ребенка может на всю жизнь сформироваться «выученная беспомощность»: состояние, когда человек заранее уверен, что у него ничего не получится. Он даже не пробует самореализовываться, потому что убежден в собственной никчемности.

Особенности поведения ребенка, вызванные психическим насилием: нарушения сна, нервные привычки (кусание пальцев, выдергивание волос, грызет ногти, навязчивые движения: например  раскачивается, бьётся головой о спинку дивана, когда сидит), неумение общаться (излишняя уступчивость или осторожность, чрезмерная потребность во внимании), антисоциальное, деструктивное поведение, поведение, не соответствующее возрасту и уровню развития.

 

Все перечисленные признаки разных видов насилия еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, оно могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие знаки должны привлечь внимания педагогического работника и родителя.

  Чтобы защитить родителям своего ребенка от насилия первое, что необходимо помнить – это то, что они сами не должны являться источником угрозы для ребёнка.

 А лучший способ защитить ребёнка - построить с ним тёплые доверительные отношения, интересоваться жизнью ребенка, разговаривать, выслушивать, знать о его интересах, увлечениях, круге друзей, посещать школу.

           

       Чтобы ваши дети  могли

                С УВЕРЕННОСТЬЮ СКАЗАТЬ:

Мои родители это -

......самые любимые, дорогие люди на свете,

........пример для меня, те кого я люблю и уважаю,

...... мои защитники,

...... самое дорогое что у меня есть.

поделиться в: