Насилие в киберпространстве

Киберпространство (англ. cyberspace) – пространство производства и обмена информацией, создаваемой телеинформационными системами, виртуальная совокупность информационных сетей, включая Интернет.

Специалисты выделяют четыре основных вида насилия в киберпространстве.

1. Приставание или «обхаживание» в сети, которое также называется «грумингом» (от англ. grooming – «предварительная подготовка»), – вхождение взрослого человека в доверие к ребёнку с целью использовать его в дальнейшем для сексуального удовлетворения.

Киберпространство даёт возможность общаться с детьми без ведома взрослых. Преступники, «охотящиеся» за детьми в киберпространстве, чаще всего устанавливают контакты с ними в чатах, системах обмена мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах.

Они стараются привлечь подростка вниманием, заботой, добротой и даже подарками. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и увлечениях современной молодежи. Поэтому подростки часто обращаются к виртуальным друзьям за помощью в решении возникших проблем. Как правило, это дети, которые не находят понимания у своих близких, с трудом заводят друзей в школе, во дворе, и поэтому ищут общения в сети. Именно такие дети чаще всего страдают от насилия как в реальной жизни, так и в виртуальном мире.

2. Насмешки, оскорбления, запугивание, физический или психологический террор с целью вызвать страх и добиться подчинения – буллинг.

Буллинг (англ. bullying – «жестокое отношение», «издевательства», «притеснение», «запугивание», «травля»). Эта форма насилия получила в среде подростков широкое распространение. Специалисты выделяют три основных вида буллинга:

● физический – агрессия с компонентом физического насилия;

● поведенческий – когда жертву ставят в оскорбительные и унижающие достоинство обстоятельства, используя сплетни, бойкот, вымогательство, шантаж;

● словесный – унижение с помощью непристойных слов, издевательских ярлыков, кличек и т. д.

Новейшее «достижение» в этой области – так называемый кибербуллинг, осуществляемый с помощью электронных средств коммуникации.

Преследование намеченной жертвы в киберпространстве может производиться путём передачи телефонных текстовых сообщений, изображений, посланий по электронной почте, а также через социальные сети, онлайновые дискуссионные группы по интересам и личные веб-страницы.

Специфика виртуального пространства способствует вовлечению подростков в преследование сверстников. Для этого создаются сайты, посвящённые учащимся, по тем или иным причинам ставшим «изгоями»; им посылают анонимные оскорбительные и угрожающие сообщения, размещают в Интернете компрометирующие фотографии, распускают неприличные слухи, сопровождаемые необоснованными уничижительными комментариями. А иногда, наоборот, – от имени того или иного подростка рассылаются оскорбительные сообщения в адрес его сверстников, зачастую сопровождаемые фотографиями.

Последствия насилия такого рода могут быть крайне разрушительными, поскольку:

● у подростков могут начаться трудности в межличностном общении, а также может возникнуть ощущение, что им некуда скрыться;

● подростки боятся того, что за их унижением может наблюдать большая аудитория в киберпространстве;

● жертвы буллинга впоследствии сами начинают преследовать других.

К сожалению, многие подростки не сообщают о преследовании, поскольку:

● не верят, что взрослые способны понять их и помочь;

● боятся ещё более изощрённых издевательств в дальнейшем;

● опасаются, что им запретят пользоваться компьютером.

3. Показ и распространение материалов, которые могут нанести психологический или физический вред ребёнку.

Распространение Интернета увеличивает вероятность того, что дети и подростки могут получить доступ к материалам, не соответствующим их возрасту и способным причинить вред. Подростки получают информацию и приглашения в клубы самоубийц, предложения вступить в деструктивные секты, заняться нетрадиционными формами секса.

В последнее время появилась новая опасность в виде так называемых цифровых наркотиков – звуковых файлов, вызывающих психоактивное действие.

4. Производство, распространение и использование детской порнографии и материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми.

Конечно, максимальный вред наносит продукция сексуального характера. Чаще всего подростки случайно наталкиваются на порнографические изображения, но кто-то получает эти изображения от потенциальных преступников, а кто-то сознательно заходит на порносайты. У большинства подростков откровенные сексуальные материалы вызывают беспокойство и тревогу, однако для части ребят просмотр порнографии в дальнейшем становится стимулом к участию в изготовлении порнографических снимков.

В последнее время все чаще стали говорить о детской порнографии в Интернете, которая приобретает угрожающие масштабы. Детская порнография представляет собой один из самых доходных видов криминального бизнеса. Детская порнография может изготавливаться и вне сети, а затем распространяться в киберпространстве. Другой способ производства порнографических изображений – съемки сексуального насилия над ребенком в реальном времени перед онлайн аудиторией, что достигается благодаря использованию веб-камер. Это может происходить как по просьбе «виртуальных друзей», так и при помощи угроз и шантажа. Появление миниатюрных камер и веб-камер позволяет также изготавливать фото- и видеоизображения ребенка без его ведома.

Опасная для детей информация, способная причинить серьёзный вред их здоровью, развитию и безопасности, может содержаться на электронных ресурсах, где размещены материалы экстремистского и террористического характера.

При рассмотрении вопроса о насилии в киберпространстве педагогам необходимо объяснить учащимся правила безопасного общения в сети.

поделиться в: