Сексуализированное поведение детей: формирование правильного отношения и знакомство со способами коррекции.

В процессе воспитания приемного ребенка принимающие родители сталкиваются с тем, что ребенок демонстрирует репертуар стереотипов поведения, которые могут показаться вызывающе-сексуальными специально не подготовленному принимающему родителю или членам его семьи. Такие стереотипы вызывают у взрослых ряд непростых чувств, а поведение может быть неправильно истолковано. Оно может спровоцировать физическое насилие со стороны членов принимающей семьи (например, жестокое наказание). Также сексуализированное поведение приемного ребенка часто служит причиной вторичного отказа, и тогда приемный ребенок вместо поддержки и реабилитации получает очередной опыт отказа и тяжелую психологическую травму. Негативные эмоции, растерянность принимающих родителей значительно осложняют коррекцию этого поведения. Следует также отметить малую осведомленность потенциальных и действующих принимающих родителей о психосексуальном развитии детей. Представленная проблема требует обязательного рассмотрения на этапе подготовки принимающих родителей. В ситуации, когда с проблемой сталкивается уже действующая принимающая семья, очевидно, что ей необходимо оказание квалифицированной помощи сопровождающими специалистами.

Психосексуальное развитие детей

Сексуальное поведение является частью развития ребенка, и все дети демонстрируют в процессе своего развития те или иные проявления сексуально окрашенного поведения. По мнению психоаналитиков, сексуальность детей - это стремление к удовольствию от своего тела в целом. Психосексуального развитие ребенка предопределяет будущее поведение взрослого. В мире нет общепринятого мнения относительно того, что считать нормальным сексуальным поведением на различных стадиях развития ребенка. Этот факт связан с тем, что стандарты поведения и отношение к детской сексуальности существенно отличаются в разных культурах и разных социальных группах. Обобщенные представления о сексуальности строятся на том убеждении, что половое влечение и сексуальные инстинкты не пробуждаются неожиданно в возрасте полового созревания (двенадцать - семнадцать лет), а созревают постепенно. Тем не менее можно достаточно четко описать типичное психосексуальное развитие ребенка, которое проходит ряд качественно отличающихся этапов. Еще З.Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития детей: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную фазы. В настоящее время хорошую периодизацию предлагают российские сексологи Г.С. Васильченко, В.М. Маслов и И.Л. Ботнева. Если обобщить и упростить различные подходы к периодизации психосексуального развития детей, можно выделить следующие этапы.

От рождения до года

Тесный эмоциональный и тактильный контакт с матерью крайне необходим ребенку с первых месяцев жизни примерно до 3 лет, поскольку он способствует дозреванию глубоких структур мозга, ответственных за половое поведение человека и закладке эрогенных зон, что в дальнейшем имеет значение для становления сексуальности (особенно у женщин).

Особая роль здесь принадлежит грудному вскармливанию, которое обеспечивает наиболее тесный телесный контакт между матерью и ребенком. 06щение с матерью, развитие привязанности к ней дает ребенку ощущение безопасности и закладывает основы адекватных, доброжелательных отношений с окружающими.

Сосание и жевание – главные удовольствия малыша от рождения до первого года жизни. Активные действия младенца, когда он добивается сосания, кусает грудь, динамично сосет, обнимая ее руками, объясняются не одной лишь потребностью в еде. Именно на этой стадии формируется установка «меня любят». Будущая чувственность тела, ощущение доверия к другому человеку зависят от ласкового пеленания, поглаживаний, купания. Они позволяют ребенку почувствовать ценность собственного телесного «Я», которая сохраняется в течение всей жизни. У малютки развивается чувство безопасности и благополучия.

Дошкольный возраст

Все дети дошкольного возраста проявляют сексуальный интерес. Младший дошкольный возраст - период активного проявления любознательности ребенка. Ребенку интересно все: животные и растения, то, что создано руками человека, и, конечно, сам человек - и как биологическое существо, и как представитель определенного пола, и как субъект, вступающий в самые разные отношения с другими людьми. Ребенок начинает интересоваться строением половых органов (и своих, и других людей), иногда приобретает первый опыт мастурбации. В возрасте трех - пяти лет ребенок усваивает модель поведения "как мама" или "как папа" в зависимости от того, является девочкой или мальчиком.

Сексуальная активность детей начинается с «трудных» вопросов на тему «Откуда берутся дети». Затем сексуальная активность может проявиться в подглядывании за обнаженными взрослыми, играх в «доктора» с раздеванием, умышленном употреблении грубых слов, принесенных с улицы. По данным зарубежных исследований половина родителей 3-летних детей отметили у них игры с собственными гениталиями. Более 30% детей 6-7 лет рисовали фигурки людей с гениталиями. Родители каждого шестого ребенка наблюдали, как их дети рассматривали гениталии других детей, трогали интимные части их тела.

Важно помнить, то возможность в раннем детстве наблюдать обнаженность родителей или других детей очень полезна. Она отсрочит слишком ранние половые влечения, частая причина которых в интересе к тому, что утаивается.

В сексуальных играх дошкольников, сопровождающихся взаимоисследованием интимных мест, даже очень откровенным, на самом деле почти нет ничего сексуального: они являются методом удовлетворения познавательных интересов. Утолив любопытство, дети обычно легко переключаются на что-то другое. Баланс интереса к сексуальной сфере с проявлениями любознательности в других направлениях означает, что у ребенка все нормально.

Особенно волнует родителей детская мастурбация. Мастурбация сама по себе нисколько не вредна, это нормальное явление для этого возраста. Однако если она проявляется в демонстративной, грубой или навязчивой форме, то действует как стресс, истощая ребенка психически и физически. Но детей раннего возраста легко отвлечь от самостимуляции игрой или другим занятием. Есть несколько причин возникновения мастурбации:

  • Тревожность, вызванная дефицитом родительского тепла, обидами, пренебрежением интересами ребенка.
  • Стресс, одиночество (особенно часто встречается у «неблагополучных» детей).
  • Изучение ребенком собственного тела.
  • Несоблюдение норм гигиены тела (зуд при опрелостях и дерматите, глисты, тесная одежда).

Естественно, родителям, которые столкнулись с детской мастурбацией, важно разобраться в ее причинах и особенностях: эпизодична она или регулярна, навязчива или произвольна. Это нужно не для того, чтобы искоренить «дурную» привычку, а чтобы избежать возможных осложнений.

Младший школьный возраст

Этот этап психосексуального развития характеризуется выбором и формированием стереотипа полоролевого поведения. В течение этого периода происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизиологическим особенностям ребенка. Интерес к миру интимных отношений становится более глубоким, возникает интерес к развитию собственного тела, дети начинаются беспокоиться, насколько их внешность соответствует эталону. Мальчики предпочитают играть с мальчиками, девочки — с девочками, а сами игры резко отличаются, как бы программируют предстоящие роли мужчины и женщины. На этом этапе происходит формирование коллективного самосознания, обучение общению со сверстниками. По мере поступления информации, нарастания половой осведомленности начинаются сексуальные игры, чаще всего составляющие фрагмент игр в семье. Стремясь копировать действия взрослых, «папа» и «мама», накормив и уложив «детей» и посмотрев телевизор, ложатся спать. У большинства детей на этом игра заканчивается, но более осведомленные могут имитировать (изображать) любую форму половой активности.

В этот период ребенок увлечен учебой, познавательной деятельностью, общением со сверстниками, и, если не фиксировать внимание ребенка на сексуальных играх, отвлечь его, чем-то заинтересовать, игры эти обычно проходят как краткий эпизод и к периоду полового созревания остаются лишь смутным воспоминанием.

Избегание родителями «трудных» детских вопросов придает этим вопросам еще большую привлекательность. А чтобы информация о сексуальности не обрастала «уличными знаниями», важно всегда быть готовым ответить на любой вопрос ребенка.

 Подростковый возраст

Эта стадия включает в себя пубертатный (от начала первых месячных у девочек и первых эякуляций у мальчиков до остановки роста тела) и постпубертатный период (до наступления полной психологической и репродуктивной зрелости). В это время происходит развитие чувственности, осознание своих потребностей и интересов как взрослого человека. Если раньше сексуальность ребенка была связана с познанием собственного тела, то сейчас сексуальные интересы направлены на противоположный пол. Сексуальные импульсы больше концентрируются на гениталиях: у мальчиков возрастает частота эрекций и эякуляций, у девочек развивается грудь и вагинальная чувственность.

Диапазон сексуального поведения подростков расширяется: около 80% юношей и девушек до 16 лет практикуют петтинг (взаимные ласки без полового акта). Это абсолютно безопасное занятие, которое, по утверждениям сексологов, углубляет и расширяет диапазон чувственности тела.

На этот возрастной период приходится очередной всплеск увлечения мастурбацией (согласно статистике, опыт мастурбации до 15 лет имели 30% девочек и 90% мальчиков). Влечение вызывает потребность в разрядке сексуального напряжения, а его достижение - удовольствие и одновременно муки совести. Такая внутренняя борьба подростка часто приводит к самоедству, усилению страхов: я не такой, как все. Родители должны быть очень внимательными к своему ребенку, к его настроению, чтобы в нужный момент поддержать его, объяснить, что с ним происходит.

Подросток стремится узнать о сексуальности как можно больше, отсюда и повышенный интерес к эротическим изданиям и порнофильмам, в активном использовании нецензурной лексики, вульгарных названий интимных частей тела, смаковании «сальных» анекдотов. [4,7]

 

Сексуальное поведение ребенка отражает его психосексуальное развитие, поэтому нарушения этого развития неизбежно проявляются неадекватным сексуальным поведением. В тех случаях, когда ребенок вследствие неблагоприятного внешнего психогенного воздействия демонстрирует сексуальное поведение, не соответствующее его возрасту, говорят о сексуализированном поведении.

Сексуализированное поведение – это несоответствующее детскому возрасту (опережающее возраст, свойственное подросткам или взрослым) сексуальное поведение. [9]

Сексуализированное поведение характеризуется следующими особенностями:

  • более высокая частота сексуально окрашенных форм поведения;
  • более широкий спектр действий сексуального характера:

-интерес к фильмам эротического и порнографического характера;

-мастурбация с использованием предметов, продолжение мастурбации в присутствии других, отсутствие барьеров при мастурбировании;

-стимуляция своих половых органов путем трения о мебель;

-прикосновение к интимным частям тела взрослых;

-имитация полового акта с помощью кукол или мягких игрушек;

-имитация звуков, характерных для полового сношения (стоны, вздохи, тяжелое дыхание);

-предложения детям или взрослым вступить с ними в сексуальные отношения;

-попытки свершить с другим ребенком половой акт (типичный либо в анальной или оральной форме);

  • имитация сексуального поведения взрослых;
  • агрессивный характер сексуального поведения (применение насилия к другим детям для вовлечения их в сексуальную активность). [7,8,9]

Можно выделить три степени тяжести сексуализированного поведения.

Первая степень: дети демонстрируют осведомленность в сексуальных отношениях, которая не соответствует их возрасту, проявляют большой интерес к этим отношениям (сексуальная озабоченность).

Вторая степень: дети совершают сексуальные действия, направленные на самих себя – демонстрация интимных частей тела, мастурбация и т.д.

Третья степень: дети вовлекают в сексуальную активность других детей или взрослых, при этом могут возникать агрессивные проявления.

Любое поведение имеет свои причины и некоторые цели.

Чаще всего причинами сексуализированного поведения являются:

- дефицит любви и ласки, одиночество;

- чувство тревоги и беззащитности;

- последствие сексуального злоупотребления ребенком в прошлом: ребенка поощряли за сексуальное поведение, не соответствующее возрастным нормам развития; взрослые проявляли к ребенку тепло, внимание, симпатию в обмен на секс; взрослые передавали ребенку неправильные представления о морали и сексуальном поведении; ребенок являлся свидетелем действий сексуального характера;

- психические расстройства, сопровождающиеся расторможенностью сексуального влечения (например, умственная отсталость и т.п., которые сопровождаются другими, ярко выраженными симптомами).

 

Таким образом, нельзя рассматривать сексуализированное поведение ребенка как проявление «испорченности» и распущенности. Сексуализированное поведение — это всегда результат пережитой ребенком травмы. Для травмированных детей адаптивное восприятие и защитное поведение первоначально были необходимы для самосохранения. Попадая в хорошие и безопасные условия, ребенок не может немедленно приспособиться и перестроиться. Взрослому кажется, что неадекватное поведение ребенка лишено смысла и может возникнуть вопрос: «Почему он продолжает это делать?». Для ребенка же такое поведение обусловлено депривационным периодом его развития, и рассматривать его надо, как необходимое для выживания. Это поможет лучше понять ребенка и правильно относится к его поведению.

Случай из практики: в возрасте 4 лет Оля подверглась сексуальному насилию со стороны родного дяди. Когда отец Оли уходил на работу и девочка оставалась дома с дядей, он принуждал ее трогать его половые органы, соприкасаться, показывать свои. Когда девочка рассказывала об этом отцу, он не верил ей. Оказавшись в учреждении, а затем в приемной семье, девочка многократно играла в раздевание куклы. Тот факт, что у куклы оголена нижняя часть туловища, Оля характеризовала как «стыдно». Также девочка проигрывала в играх с куклой сексуальное совращение. Когда Оля рассказывала о произошедшем, она испытывала чувство стыда, вины и собственной «плохости». Эмоциональное состояние ребенка характеризовалось как крайне неустойчивое: спектр эмоциональных реакций простирался от истерик до апатии. Даже самые незначительные фрустрирующие ситуации могли вызвать у Оли плач, с возможным переходом в истерику. Любые вопросы относительно семьи, родственников и взаимоотношений с ними также вызывали реакции плача и нежелание об этом говорить. Помимо плаксивости в глаза бросалась ее потребность в присутствии другого, ее «цепляние» даже за едва знакомого человека, нежелание расставаться с ним, буквально «прилипание» к нему и впадение в истерику, если ее оставляли. Девочка постоянно требовала внимания от приемных родителей, особенно от приемного отца. Также в мире девочки понятия любви, хорошего отношения означали угождать другому.

Приемная семья знала о том, что Оля пережила опыт сексуального насилия. Иногда «нормальные» телесные проявления ребенка вызывали тревогу у приемных родителей. С другой стороны, важно отметить, что приемные родители проявляли достаточно гибкости в моменты возникновения у Оли переживаний, воспоминаний, связанных с прошлой жизнью, в том числе с ее дядей. Приемные родители постоянно поддерживали контакт с сопровождающим психологом и совместными усилиями помогли девочке преодолеть травматический опыт. Оля живет в семье уже 4 года.

 

Когда мы говорим о сексуализированном поведении детей, вопрос правильного отношения к нему взрослого становится на первое место. Сталкиваясь с этой проблемой, родители часто испытывают:

- шок;

- страх (что не справятся, что приемный ребенок может «научить плохому» кровных);

- бессилие;

- смущение;

- злость;

- стыд перед другими людьми;

- неприязнь, отвержение по отношению к ребенку.

Различные установки, стереотипы и табу на тему секса (например, ассоциирование сексуальности с распущенностью, порочностью, восприятие детского возраста как лишенного всего сексуального), которые есть практически у каждого взрослого человека, мешают принимающему родителю спокойно и конструктивно реагировать на сексуализированное поведение ребенка. В таком случае взрослые не разбираются в истинных причинах поведения, а выносят свои резкие и несправедливые оценки действий ребенка («Он извращенец!», «Она будет такой же проституткой, как ее мать, от генетики не уйдешь!») и либо начинают жестко и травмирующими ребенка методами пресекать его поведение, либо отказываются от его дальнейшего воспитания. Поэтому в первую очередь принимающие родители, столкнувшиеся с сексуализированным поведением приемного ребенка, должны провести внутреннюю работу с собой и своими чувствами, сместить акцент с оценки ребенка как испорченного, виновника на восприятие его в качестве жертвы прошлого негативного опыта, нуждающейся в помощи и исправлении поведения, а не внутренней порочности.

Взрослому важно знать и всегда держать во внимании, что в любом случае ребенок с сексуализированным поведением также переживает негативные состояния и эмоции:

- чувство одиночества и тревоги;

- чувство вины за то, что с ним произошло в прошлом (особенно если был опыт сексуального злоупотребления), и за неспособность «правильно» себя вести в настоящем;

- смотрит на себя как на «подпорченный товар» (особенно если был опыт сексуального злоупотребления);

- чувство страха;

- чувство низкой самооценки;

- растерянность, непонимание;

- стыд;

- злость, обида.

Итак, для того, чтобы успешно справиться с данным видом трудного поведения ребенка, необходимо начать с изменения собственного отношения к проблеме. В.Р. Шмидт предлагает следующий алгоритм:

  1. Заменять оценочные высказывания описанием действий ребенка.

2.Когда описание поведения готово, следующей стадией будет описание обстоятельств и запускающих механизмов, при которых ребенок чаще всего так себя ведет: когда, как часто, рядом с кем и в присутствии кого, где. Таким образом акцент переносится с действия на причины.

3.После описания обстоятельств и запускающих механизмов надо сосредоточится на том, что изменится в ситуации, если ребенок перестанет вести себя «плохо». Взрослому необходимо определить значимые для него цели и то поведение ребенка, к которому он стремится. [2]

Так принимающему родителю будет легче посмотреть на проблему объективно и увидеть ситуацию в целом.

Случай из практики: Ксения была принята в семью в возрасте 8 лет из учреждения, в котором провела около полугода. Мать девочки была лишена родительских прав в связи с наркоманией и неисполнением родительских обязанностей. В семье также воспитывался кровный ребенок, Саша 9 лет. На момент обращения к специалистам Центра (девочку принимали из другого учреждения), Ксения воспитывалась в семье около года. Приемная мать запросила найти для Ксении другую семью, т.к. она отказывается от ее воспитания в связи с «особым» поведением девочки. С ее слов, воспитанница «вставляет клин» в супружеские отношения приемных родителей, по-женски конкурирует с ней.

Взрослые в семье были недовольны тем, что девочка, с их слов, «сексуальна», и у нее очень высокая потребность в тактильных контактах. Приемная мать приводила следующие примеры: когда дети сталкиваются, играя вместе на больших гимнастических мячах, «Ксения как вьюн обвивается вокруг Саши»; Ксения залезала на колени к дедушке и «шебуршила своими пальчиками у него в лысине»; во время объятий девочка «запускает свои пальчики под блузку» приемной мамы; Ксения подсматривает в щелку между стеной и занавеской за человеком, моющимся в ванной, а также любит подслушивать; если сын Александр занимает место рядом с мамой, то Ксения старается сесть рядом с папой, и иногда дети спорят, кому с кем из родителей сидеть. Опекун трактует такое поведение воспитанницы как ее желание вбить клин в отношения между членами семьи. Приемная мать боялась, что Ксения, став постарше, будет рассказывать подружкам нафантазированные ею истории о сексуальных отношениях супругов.

Следует отметить, что на момент обращения приемной матери было 50 лет, это был ее третий брак, два предыдущих закончились разводом. От первого брака у нее есть взрослая дочь, которая вышла замуж, уехала в другой город и отношений с матерью не поддерживает. От второго брака — сын Александр. Женщина имеет врожденный физический недостаток (проблемы с опорно-двигательным аппаратом), из-за которого у нее наблюдаются особенности походки.

В ходе работы специалистов было выявлено, что никакого сексуализированного поведения девочка не демонстрирует, зато испытывает острое чувство одиночества, высокую тревогу, чувствует, что ее не принимают в новой семье и не понимает, в чем ее вина. Для девочки была подобрана другая семья, в которой она живет уже два года. Жалоб на «особое» поведение Ксении из новой семьи не поступает.

 

Когда проблема субъективного восприятия решена, можно приступать к коррекции поведения ребенка.

Некоторые привычные дисциплинарные методы непригодны по отношению к детям, имеющим опыт депривации и жестокого обращения. Забудьте об использовании:

  • гнева и суровых наказаний;
  • лекций, наставлений или длинных тирад;
  • подкупа;
  • угроз;
  • давления на жалость, жалоб;
  • споров;
  • криков;
  • унижений и желаний пристыдить;
  • «тайм-аут».

Исследования показывают, что дети, родители которых прибегают к жестким методам контроля, в действительности ведут себя хуже, чем дети с более мягкими и понимающими родителями. Наказание может заставить ребенка подчиниться только на время, но это не поможет обрести здоровые привычки, а только будет тормозить продуктивные жизненные навыки. Чтение лекций и нотаций также не достигает цели: ребенок либо не слушает, либо усваивает, что «родители всегда хорошие, а ребенок всегда плохой». Изоляция подталкивает ребёнка уходить в свой мир и отдаляться от родителей, тем самым только усугубляя эмоциональное отчуждение. Подобные средства способны только осложнить имеющиеся проблемы, так как эти дети живут с чувством глубокого стыда и в состоянии затяжной травмы, а наказания лишь подтверждают их убеждение о несправедливости окружающего мира и их ненужности в нем.[8]

Необходимо найти такой воспитательный подход, который поможет им мыслить осознанно о возможных последствиях поведения, искать новые способы удовлетворения своих потребностей без чувства стыда.

В.Р.Шмидт выделяет две основные формы сексуализированного поведения: поведение, направленное на получение разрядки и поведение, направленное на привлечение внимания. Понять, что происходит в каждой конкретной ситуации помогут вопросы «Для чего ребенок ведет себя сексуализированно?» и «В чем проявляется сексуализированное поведение ребенка, в каких действиях?» Например, детская мастурбация, если она не носит агрессивный или демонстративный характер, обычно служит ребенку средством избавления от тревоги, чувства одиночества.[2]

Способы коррекции сексуализированного поведения зависят от его причин и направленности, но в целом такие специалисты как В.Р. Шмидт, Л.В. Петрановская, М.В.Капилина предлагают следующий алгоритм.

Если поведение ребенка направлено на получение разрядки, необходимо четко понять какие ситуации, обстоятельства вызывают у ребенка напряжение. Можно выяснить это у ребенка, но при этом необходимо не устраивать допрос, а спокойно и доброжелательно побеседовать с ним. Затем важно спокойно и уверенно, без критических оценок, гнева и раздражения обозначить свою позицию относительно поведения ребенка. Можно сказать, что это не лучший и не единственный способ расслабиться для ребенка, что когда он повзрослеет, то секс будет связан с личными отношениями, и важно научиться контролировать себя, свои сексуальные устремления. Далее важно предложить ребенку альтернативу: пояснить ребенку, что важно научиться другим способам релаксации, поговорить с ним о том, что еще действует на него успокаивающе. Если ребенок мал, взрослому нужно постепенно переключать его на другие способы релаксации – детская йога, чтение на ночь, успокоительные ванны и массаж. Главные функции помогающего взрослого – обеспечивать защиту ребенку и модулировать его тревогу. Сам по себе факт, что взрослый безопасно доступен в течение значительного времени и эмпатически концентрируется на внутреннем и внешнем мире ребенка, является главным ресурсом в работе над проблемой.

В случаях, когда сексуализированное поведение ребенка направлено на привлечение внимания, а взрослые проявляют яркие реакции (шок, страх) или сильную растерянность, ребенок помимо внимания получает некую власть над взрослым и его чувствами, и велика вероятность, что он будет повторять подобное снова и снова. Здесь важно, как и в случае с сексуализированным поведением, направленным на получение разрядки, спокойно и четко сообщить свое отношение к такому поведению ребенка. Далее необходимо объяснить ребенку, что можно получать и демонстрировать свою любовь и признательность другими способами. Чтобы изменить поведение ребенка, надо спокойно и доброжелательно заменять неправильное поведение правильным (например, «Так обниматься не надо, а надо так», «Эти слова не стоит произносить, это не красиво, лучше скажи так»). Если в истории ребенка не было факта сексуального насилия, но он был лишен внимания, заботы и ласки, нужно обеспечить ему достаточный тактильный контакт: держать на руках, обнимать, гладить, весело тормошить и возиться. Он должен увидеть, что объятия и поцелуи – это не обязательно секс, что для теплых отношений, дружбы, признания не нужно соблазнять. Взрослым необходимо хвалить и поощрять ребенка за любые мелочи, тогда его самооценка будет подниматься и он постепенно поймет, что ценен как личность и взрослые видят в нем массу достоинств, не связанных с сексом.[1,2,3,5,8]

Очень важно соблюдать осторожность и проявлять чуткость, если есть информация или подозрение, что ребенок пережил насилие. В такой ситуации обязательно обращение к специалисту, который поможет ребенку преодолеть травму. Принимающим родителям необходимо помнить, что ребенок может неверно истолковывать самые обычные попытки взрослых установить телесный контакт, может испытывать сильный страх, поэтому важно договариваться с ним о любых попытках проявить любовь: «Можно, я обниму тебя?(укрою одеялом перед сном, поцелую и т.п.)» Если он не хочет, то не стоит этого делать. Если ребенок начинает делиться с принимающими родителями воспоминаниями о пережитых актах насилия, важно сохранять спокойствие, дать ребенку возможность выговориться, попытаться присоединиться к его чувствам и помочь ему их проговорить. Не надо умалять значимости случившегося, комментировать, расспрашивать. Нужно дать знать ребенку, что теперь он под защитой и с ним ничего такого больше не произойдет.

Часто в принимающей семье, где есть кровные дети и ребенок с сексуализированным поведением, родители опасаются, что приемный будет дурно влиять на кровных. Безусловно, сексуализированное поведение приемного ребенка в такой ситуации кровные без внимания не оставят. Надо быть готовым разговаривать со своими детьми любого возраста на тему секса и уметь объяснить им поведение приемного. Очень важно не уничижать приемного ребенка в глазах других детей. Например, можно сказать так: «У каждого бывают проблемы с самоконтролем, почти все люди бывают в ситуации, когда не могут расслабиться – и каждый находит свой способ сбросить напряжение. Есть способы правильные, а есть – не совсем. И пока человек не научиться правильным способам, он будет пользоваться не очень правильными». Самое главное дать приемному ребенку почувствовать свою защищенность, а родному помочь понять, что нет ничего особо страшного, стыдного и тайного в теме про секс, что об этом можно говорить с родителями и получать от них четкие понятные ответы.[1,2]

Вообще, воспитательный подход, который работает лучше всего с детьми, пережившими травматический опыт, состоит в том, что взрослые:

  • Быстро реагируют;
  • Разъясняют свои ожидания;
  • Предлагают простые варианты поведения, дают выбор;
  • Показывают возможные последствия поведения ребенка;
  • Дают возможность исправиться и «сделать заново»;
  • Возможность постоянного повторения нового опыта (практика);
  • Стараются находиться всегда рядом с ребенком; быть доступным;
  • Поощряют за успех, видят успехи в малом.

При таком подходе к ситуации у взрослого нет необходимости спорить с ребёнком, ругать его, наказывать и подвергать перекрёстному допросу. Ребёнку предоставляется возможность выбирать из списка альтернатив соответствующее поведение.

В заключении хотелось бы отметить, что залог исцеления от травмирующего прошлого — это активное развитие мозга в детском и подростковом возрасте. Но не следует ждать немедленных результатов, реабилитационный процесс длительный и тяжелый. Он требует напряженной работы через повторение и закрепление позитивного опыта. Новое восприятие, чувства и поведение возможно развить, но нет быстрого решения. Травма действует на мозг быстро, а позитивное воздействие исцеляет медленно. Принимающим родителям особенно важно помнить, что сопровождающие специалисты всегда готовы оказать помощь и поддержку семье, а это значит, что справиться с трудным поведением ребенка будет проще.

поделиться в: