Проблема алкоголизма является социально-психолого-медицинской проблемой, так как причиной формирования пагубной привычки является комплекс факторов:
- психологические особенности личности – низкая самооценка, склонность к переживаниям, слабохарактерность, лабильная психика и т. д.;
- влияние социума – традиции и обычаи, связанные с алкоголем, пример коллег, друзей, родителей;
- физиологические факторы – плохая наследственность, психические и физические патологии.
В последствии пристрастие к алкоголю приводит и к ряду смежных проблем: внутрисемейные конфликты в семье, агрессивное поведение родителей, безработица, бедность, нарушения детского-родительских отношений и т.д., которые приходится решать в нагрузку к основной проблеме зависимого поведения.
В работе с алкоголизированной семьей нет какой-то универсальной определенной социальной технологии, подходящей для решения проблемы, так как причина употребления у каждого разная, отличается окружающая семью среда, социальная ситуация, потенциал или ресурс имеющийся у человека.
Целью работы с алкоголизированной семьей является создание оптимальных условий, позволяющих алкоголизированным семьям самостоятельно справится со своими жизненными трудностями, проблемами и постепенно перейти к полноценной жизни.
Задачи работы:
- Создание системы взаимосвязи и сотрудничества всех субъектов по работе с алкоголизированной семьей.
Со стороны учреждения образования – это своевременное информирование (путем направления отношений) врача-нарколога о выявленных фактах употребления родителями спиртных напитков, направления информации в сельские исполнительные комитеты о проведении профилактической работы с родителями несовершеннолетних на заседания ОПОП, привлечение к работе идеологической службы по месту работы родителей несовершеннолетних, привлечение к решению проблемы родственников семьи и т.д.
2. Разработка стратегии работы с учетом сложившихся взаимоотношений с семьей, использование всевозможных педагогических рычагов для изменения стиля жизни семьи, общения в семье:
3. Привлечение семьи к совместным действиям по выходу из создавшегося положения и развитие ответственности взрослых за воспитание детей.
Содержание работы
№ |
Этап |
Основное содержание деятельности |
1 |
Организацион ный этап |
1.Выявление проблемы (сведения общественности, информация от служб системы профилактики, наблюдение за преодолением семьей кризисных моментов, диагностика уровня деформации родительских функций, изменение внешнего вида, физического, эмоционального состояния и поведении ребенка) 2. Установление контакта с семьёй, поддерживающих, доверительных отношений. 2. Выявление причин и мотивов употребления алкоголя. 5.Разработка стратегии работы: цели, задачи, выбор форм и методов (в каждом случае индивидуально) 6. Содействие в своевременном предоставлении семье социальных услуг: срочные социальные услуги, в том числе оказание материальной помощи, консультации юриста, срочная психологическая помощь. |
2 |
Основной этап Реабилитационный |
1.Медико-психологическая составляющая (лечение от алкогольной зависимости, развитие адаптивных стратегий поведения, поиск ресурсов личности для преодоления зависимого состояния, эффективного жизненного стиля и поведения) 2.Социально-педагогическая составляющая: *Информационно-просветительская, коррекционная работа в направлении формирования и развития социальной и персональной компетентности родителя: -предоставление информации о заболевании и способах лечения; -предоставление информации о влиянии заболевания на близкий круг, патологических связях, удерживающих болезненный симптом; -проведение мотивационной работы в направлении отказа от употребления алкоголя и прохождения лечения и реабилитации; -формирование представления о ценности семьи; -проведение работы, направленной на поиск и формирование жизненных ресурсов человека и т.д. *Формирование мотивации семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений, создание сетей социальной поддержки, *Социальный патронаж — тесное взаимодействие с семьей на протяжении всего периода работы К работе присоединяются специалисты различных субъектов профилактики, с целью осуществления социальной, психологической, социально-педагогической помощи и медико-социальной реабилитации: специалисты социального обслуживания, образования, здравоохранения, правоохранительные структуры, иные заинтересованные юридические и физические лица. |
3 |
Заключитель ный этап |
Анализ и оценка результативности работы с применением следующих критериев:
|
В работе с алкоголизированными семьями могут применяться методы:
- цикл лекций, эпизодические лекции;
- консультирование индивидуальное, групповое;
- беседы индивидуальные, групповые (дают возможность «проговорить» о существующей проблеме, осознать ее для себя. Помогают выработать позитивное рациональное отношение к разрешению существующей проблемы);
- тематические вечера, вечера вопросов и ответов;
- предоставление научно – популярных брошюр, листовок, памяток;
- групповые занятия (встречи);
- просмотр видео;
- приобщение к обществам анонимных алкоголиков (объединяют людей имеющих общие или сходные проблемы и нужды, которые они сами не могут решить и поэтому совместно обсуждают и тем самым их облегчают и преодолевают);
- ролевые игры.
Направление работы в зависимости от мотивов употребления алкоголя
Мотивы употребления алкоголя |
Направленность форм и методов работы в учреждении образования |
Традиционные (желание следовать традициям семьи или традиционные поводы, когда алкоголь/наркотик являются обязательным атрибутом любого увеселительного мероприятия) |
Индивидуальные беседы, консультации, направленные на расширение представлений человека об альтернативных способах проведения праздников, о негативных последствиях употребления одурманивающих веществ, алкоголя |
Неумение противостоять давлению со стороны других людей |
Индивидуальные консультации, групповые занятия, направленные на повышение самооценки, поиск ресурсов |
Стремление получить психологическое и физическое удовлетворение |
Индивидуальные беседы, консультации, направленные на расширение представлений человека об альтернативных способах удовлетворения психологических и физических желаний, о негативных последствиях употребления алкоголя |
Желание нейтрализовать негативные эмоциональные переживания: тревогу, страх, напряжение с помощью алкоголя. |
Индивидуальные беседы с целью информирования о конструктивных способах снятия напряжения; консультации с целью коррекции эмоционального состояния; групповые занятия с целью формирования навыков регуляции эмоционального состояния в стрессовых ситуациях |
Стремление выйти из состояния скуки. |
Беседы, консультации с целью информирования об альтернативных способах проведения досуга; привлечение к участию в совместных с детьми досуговых мероприятиях, содействие в трудоустройстве; консультации, направленные на самопознание. |
Решение проблемы алкоголизма требует целенаправленного, комплексного, системного подхода со стороны всех субъектов профилактики. Только использование всех возможных ресурсов позволяет добиться нужного результата.
Мы в соцсетях & RSS