Оказание помощи алкоголизированной семье

Проблема алкоголизма является социально-психолого-медицинской проблемой, так как причиной формирования пагубной привычки является комплекс факторов:

  • психологические особенности личности – низкая самооценка, склонность к переживаниям, слабохарактерность, лабильная психика и т. д.;
  • влияние социума – традиции и обычаи, связанные с алкоголем, пример коллег, друзей, родителей;
  • физиологические факторы – плохая наследственность, психические и физические патологии.

В последствии пристрастие к алкоголю приводит и к ряду смежных проблем: внутрисемейные конфликты в семье, агрессивное поведение родителей, безработица, бедность, нарушения детского-родительских отношений и т.д., которые приходится решать в нагрузку к основной проблеме зависимого поведения.

В работе с алкоголизированной семьей нет какой-то универсальной определенной социальной технологии, подходящей для решения проблемы, так как причина употребления у каждого разная, отличается окружающая семью среда, социальная ситуация, потенциал или ресурс имеющийся у человека.

 Целью работы с алкоголизированной семьей является создание оптимальных условий, позволяющих алкоголизированным семьям самостоятельно справится со своими жизненными трудностями, проблемами и постепенно перейти к полноценной жизни.
         Задачи работы:

  1. Создание системы взаимосвязи и сотрудничества всех субъектов по работе с алкоголизированной семьей.

Со стороны учреждения образования – это своевременное информирование (путем направления отношений) врача-нарколога о выявленных фактах употребления родителями спиртных напитков, направления информации в сельские  исполнительные комитеты о проведении профилактической работы с родителями несовершеннолетних на заседания ОПОП, привлечение к работе идеологической службы по месту работы родителей несовершеннолетних, привлечение к решению проблемы родственников семьи и т.д.

2. Разработка стратегии работы с учетом сложившихся взаимоотношений с семьей, использование всевозможных педагогических рычагов для изменения стиля жизни семьи, общения в семье:

3. Привлечение семьи к совместным действиям по выходу из создавшегося положения и развитие ответственности взрослых за воспитание детей.

Содержание работы

Этап

Основное содержание деятельности

1

Организацион ный этап

1.Выявление проблемы (сведения общественности, информация от служб системы профилактики,  наблюдение за преодолением семьей кризисных моментов,  диагностика уровня деформации родительских функций, изменение внешнего вида, физического, эмоционального состояния и  поведении ребенка)

2. Установление контакта с семьёй, поддерживающих, доверительных отношений.

2. Выявление причин и мотивов употребления алкоголя.

5.Разработка стратегии работы: цели, задачи, выбор форм и методов (в каждом случае индивидуально)  

6. Содействие в своевременном предоставлении семье социальных услуг: срочные социальные услуги, в том числе оказание материальной помощи, консультации юриста, срочная психологическая помощь.

2

Основной этап Реабилитационный

1.Медико-психологическая  составляющая (лечение от алкогольной зависимости, развитие адаптивных стратегий поведения, поиск ресурсов личности для преодоления зависимого состояния, эффективного жизненного стиля и поведения)

2.Социально-педагогическая составляющая:

*Информационно-просветительская, коррекционная работа в направлении формирования и развития социальной и персональной компетентности родителя:

 -предоставление информации о заболевании и способах лечения;

-предоставление информации о влиянии заболевания на близкий круг, патологических связях, удерживающих болезненный симптом;

 -проведение мотивационной работы в направлении отказа от употребления алкоголя и прохождения лечения и реабилитации;

 -формирование представления о ценности семьи;

-проведение работы, направленной на поиск и формирование жизненных ресурсов человека и т.д.

*Формирование мотивации семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений, создание сетей социальной поддержки,

оциальный патронаж — тесное взаимодействие с семьей на протяжении всего периода работы

 К работе присоединяются специалисты различных субъектов профилактики, с целью осуществления социальной, психологической, социально-педагогической помощи и медико-социальной реабилитации: специалисты социального обслуживания, образования, здравоохранения, правоохранительные структуры, иные заинтересованные юридические и физические лица.

3

Заключитель ный этап

Анализ и оценка результативности работы с применением следующих критериев:

  • принятие идеи трезвости и отстаивание ее всеми членами семьи;
  • нормализация семейных взаимоотношений, преодоление возникающих конфликтов и умения конструктивного разрешения возникающих в семье проблем;
  • восстановление ролевой структуры семьи, которое предполагает оптимальное распределение обязанностей по воспитанию детей, поддержанию семейного бюджета и т.д.;
  • способность семьи справляться с рецидивами заболевания;
  • умение рационального использования свободного от работы и домашних обязанностей времени;

В работе с алкоголизированными семьями могут применяться методы:

  • цикл лекций, эпизодические лекции;
  • консультирование индивидуальное, групповое;
  • беседы индивидуальные, групповые (дают возможность  «проговорить»  о существующей проблеме, осознать ее для себя. Помогают выработать позитивное рациональное отношение к разрешению существующей проблемы);
  • тематические вечера, вечера вопросов и ответов;
  • предоставление научно – популярных брошюр, листовок, памяток;
  • групповые занятия (встречи);
  • просмотр видео;
  • приобщение к обществам анонимных алкоголиков (объединяют людей имеющих общие или сходные проблемы и нужды, которые они сами не могут решить и поэтому совместно обсуждают и тем самым их облегчают и преодолевают);
  • ролевые игры.

     Направление работы в зависимости от мотивов употребления алкоголя

Мотивы употребления алкоголя

Направленность форм и методов работы в учреждении образования

Традиционные (желание следовать традициям семьи или традиционные поводы, когда алкоголь/наркотик являются обязательным атрибутом любого увеселительного мероприятия)

Индивидуальные беседы, консультации, направленные на расширение представлений человека об альтернативных способах проведения праздников, о негативных последствиях употребления одурманивающих веществ, алкоголя

Неумение противостоять давлению со стороны других людей

Индивидуальные консультации, групповые занятия, направленные на повышение самооценки, поиск ресурсов

Стремление получить психологическое и физическое удовлетворение

Индивидуальные беседы, консультации, направленные на расширение представлений человека об альтернативных способах удовлетворения психологических и физических желаний, о негативных последствиях употребления алкоголя

Желание нейтрализовать негативные эмоциональные переживания: тревогу, страх, напряжение с помощью алкоголя.

Индивидуальные беседы с целью информирования о конструктивных способах снятия напряжения; консультации с целью коррекции эмоционального состояния; групповые занятия с целью формирования навыков регуляции эмоционального состояния в стрессовых ситуациях

Стремление выйти из состояния скуки.

Беседы, консультации с целью информирования об альтернативных способах проведения досуга; привлечение к участию в совместных с детьми досуговых мероприятиях, содействие в трудоустройстве; консультации, направленные на самопознание.

Решение проблемы алкоголизма требует целенаправленного, комплексного, системного  подхода со стороны всех субъектов  профилактики. Только использование всех возможных ресурсов позволяет добиться нужного результата.

поделиться в: