Сегодня статус нуждающегося в улучшении жилищных условий дает гражданину ряд прав, не доступных гражданам, которые в улучшении жилищных условий не нуждаются:
• право на получение жилого помещения социального пользования;
• право включения в организации застройщиков с возможностью строительства квартиры по более приемлемым ценам либо при помощи индексации приватизационных чеков «Жилье»;
• возможность получить льготный кредит на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения. В случае если гражданин не имеет права на льготный кредит, банк предоставит кредит под сравнительно низкие процентные ставки;
• возможность получения одноразовой субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения;
• право получить земельный участок для индивидуального строительства жилого дома без проведения аукциона;
• преимущественное право на предоставление жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда.
Порядок и основания для постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлены Положением о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденным Указом Президента РБ от 16.12.2013 № 563 (далее - Положение).
С какого момента гражданин может быть принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?
Гражданин может быть принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий:
• со дня наступления совершеннолетия, т.е. с 18-летнего возраста;
• до достижения 18-летнего возраста в случае принятия решения об эмансипации либо вступления в брак.
• дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, а в случае смерти родителей, состоявших на таком учете, - с даты их постановки на учет в составе семьи родителей при наличии оснований.
Куда обращаться за постановкой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?
Для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо обратиться:
• в местный исполнительный и распорядительный орган по месту жительства;
• организацию по месту работы, службы (государственный орган, другую организацию, их филиал или представительство (в т.ч. по совместительству)), сельскохозяйственную организацию.
Работники организаций социально-культурной сферы, потребительской кооперации, постоянно проживающие и работающие в сельской местности, обслуживающие работников сельскохозяйственных организаций, имеющих жилищный фонд и (или) осуществляющих строительство (реконструкцию) жилых домов (квартир), реконструкцию объектов под жилые помещения, имеют право на принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в этих сельскохозяйственных организациях.
Какие документы необходимо представить?
По месту постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданину необходимо представить следующие документы:
• паспорта или иные документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних граждан, свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и (или) состоявших на таком учете;
• документы, подтверждающие право на внеочередное или первоочередное предоставление жилого помещения, - в случае наличия такого права;
• сведения о доходе и имуществе каждого члена семьи по форме, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 31.03.2006 № 44, - в случае постановки на учет граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования в зависимости от их дохода и имущества.
Кроме перечисленных документов, необходимо оформить заявление по форме согласно приложению 1 к постановлению Минжилкомхоза РБ от 27.12.2010 № 28 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 октября 2010 г. № 552» (далее - постановление № 28).
Порядок принятия решения о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий
Местный исполнительный и распорядительный орган, иной государственный орган, другая организация в 3-дневный срок со дня поступления заявления о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, запрашивает у соответствующих организаций документы, необходимые для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом согласно п.4 ст.22 Закона РБ от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» в случае, если законодательством предусмотрено внесение платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры за выдачу запрашиваемых документов и (или) сведений, то такие документы и (или) сведения запрашиваются уполномоченным органом после представления заинтересованным лицом документа, подтверждающего внесение такой платы. Указанный документ прилагается уполномоченным органом к запросу.
При постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий местный исполнительный и распорядительный орган, организация по месту работы, службы, сельскохозяйственная организация истребуют следующие документы:
- справку о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи;
- справку о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в соответствующем населенном пункте от соответствующих территориальных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Процедура выдачи справки о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в соответствующем населенном пункте, установленная подп.22.17.6 п.22.17 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200 (далее - Перечень № 200), предусматривает внесение платы за осуществление данной процедуры в размере 0,1 базовой величины;
- решение местного исполнительного и распорядительного органа о признании занимаемого жилого помещения не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, - при принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному подп.3.1.3 п.3 Положения;
- медицинское заключение, выданное государственной организацией здравоохранения, о наличии у гражданина заболеваний, указанных в перечне, определяемом Министерством здравоохранения РБ, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате или однокомнатной квартире, - при принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному подп.3.1.7 п.3 Положения;
- копии диплома об образовании и трудового договора (контракта) с трудоустроившей организацией - при принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному подп.3.2 п.3 Положения;
При подаче заявления о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане вправе самостоятельно представлять вышеуказанные документы.
В течение 1 месяца со дня подачи заявления и после получения всех необходимых документов заявление о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий будет рассмотрено и о принятом решении сообщено гражданину в письменной форме.
Мы в соцсетях & RSS