Порядок организации комплексной реабилитации несовершеннолетних в Республике Беларусь

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2017г. №487 утверждено Положение о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством. Комиссия по делам несовершеннолетних при рассмотрении материалов в отношении несовершеннолетних, принимает решение о проведении комплексной реабилитации несовершеннолетнего.

Заинтересованные органы, учреждения и организации в течение пяти рабочих дней со дня получения копии решения КДН о проведении комплексной реабилитации подготавливают предложения по мероприятиям первичной индивидуальной реабилитационной программы и за подписью руководителя направляют их в социально-педагогический центр по месту жительства несовершеннолетнего либо в детское интернатное учреждение.

Председателем комиссии по делам несовершеннолетних утверждаются мероприятия индивидуальной реабилитационной программы, устанавливается периодичность анализа реализации мероприятий, периодичность рассмотрения индивидуальной реабилитационной программы.

В структурном отношении процесс реабилитации делится на три взаимосвязанных этапа: начальный (первичная индивидуальная реабилитационная программа), развернутый (основная индивидуальная реабилитационная программа) и завершающий (завершающая индивидуальная реабилитационная программа).

Начальный этап в отношении несовершеннолетних начинается с момента утверждения председателем комиссии по делам несовершеннолетних первичной индивидуальной реабилитационной программы. Данный этап продолжается в течение одного года и может быть прекращен по решению комиссии по делам несовершеннолетних при наличии следующих оснований:

  • истечение срока (один год);
  • постановление судом приговора с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение либо принятие судом решения о помещении его в специальное лечебно-воспитательное учреждение;
  • достижение несовершеннолетним возраста восемнадцати лет;
  • избрание в отношении несовершеннолетнего меры пресечения в виде заключения под стражу;
  • осуждение несовершеннолетнего к наказанию в виде ареста или лишения свободы;
  • в случае смерти несовершеннолетнего;
  • объявление несовершеннолетнего умершим либо признание его безвестно отсутствующим в определенном законодательством порядке.

Начало развернутого этапа комплексной реабилитации происходит с момента утверждения руководителем специального лечебно-воспитательного учреждения основной индивидуальной реабилитационной программы. Этап прекращается при:

  • выпуске несовершеннолетнего из специального лечебно-воспитательного учреждения;
  • наличии оснований, предусмотренных для начального этапа (кроме первого пункта).

После выпуска несовершеннолетнего из специального лечебно-воспитательного учреждения и утверждения председателем комиссии по делам несовершеннолетних завершающей индивидуальной реабилитационной программы начинается завершающий этап. Он продолжается в течение одного года и также прекращается по решению комиссии по делам несовершеннолетних при наличии оснований, предусмотренных для начального этапа.

В случае перемены места жительства несовершеннолетнего, в отношении которого проводится комплексная реабилитация, комиссия по делам несовершеннолетних (не позднее трех рабочих дней с момента поступления соответствующей информации) направляет копию индивидуальной реабилитационной программы (первичной, основной, завершающей) и результаты ее реализации в комиссию по делам несовершеннолетних по новому месту жительства.

Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях деятельности учреждений образования по реализации норм Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством» определяет функции учреждений образования.

Работники учреждения образования по месту обучения несовершеннолетнего должны:

- выявить причины аддиктивного поведения ребенка (посредством наблюдения, бесед, анкетирования);

- реализовывать индивидуальные коррекционные программы, способствующие развитию личностной идентичности подростка, познавательной и учебной мотивации, социально-профессиональному самоопределению и т.п.;

- организовать работу, направленную на формирование у несовершеннолетнего навыков здорового образа жизни, негативного отношения к употреблению наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива;

- организовать досуговую занятость несовершеннолетнего во взаимодействии с учреждением дополнительного образования детей и молодежи;

- предоставлять психолого-педагогическую помощь родителям законным представителям), организовывать консультации по вопросам эффективного общения с детьми.

Основным принципом деятельности специалистов СППС учреждения образования с подростком является комплексная работа и согласованное взаимодействие с педагогами, классным руководителем и родителями (законным представителем).

Подготовил педагог социальный

ГУО «Социально-педагогический центр г.Дятлово»

Ничипорович И.В.

поделиться в: